Аттестация испытательного оборудования в оборонной отрасли

Статья посвящена проведению аттестации испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия продукции в отрасли оборонно-промышленного комплекса.

ГОСТЫ и законодательная основа аттестации

Во временном интервале вопросы организации и проведения аттестации испытательного оборудования (ИО) определялись различными государственными стандартами:

  • до 01 июля 1998 года – ГОСТ 24555-81;
  • с 01 июля 1998 года до 01 июля 2014 года – ГОСТ Р 8.568-97;
  • с 01 июля 2014 года до настоящего времени – ГОСТ РВ 0008-002-2013 с учетом некоторых положений ГОСТ Р 8.568-97.

Аттестация ИО, проведенная в соответствии с требованиями указанных стандартов, является законной и не может оспариваться, а испытательное оборудование не должно переаттестовываться в связи с введением новых стандартов, при условии наличия в месте размещения ИО программы первичной аттестации, методики первичной (периодической) аттестации, протокола и аттестата первичной аттестации конкретного ИО на конкретном предприятии. В случае утери документов первичную аттестацию ИО нужно проводить заново.

Рассмотрим далее:

  • ГОСТ РВ 0008-002-2013 введен в действие в развитие военной отрасли

  • ГОСТ Р 8.568-97 имеет двойное назначение по общим положениям аттестации испытательного оборудования (ИО), используется с целью конкретизации и большей детализации подходов, положений и требований к аттестации ИО, применяемого при оценке оборонной продукции.

Трехлетний период применения ГОСТ РВ 0008-002-2013 позволил выявить ряд пробелов в описании процедуры подготовки и проведения аттестации ИО, несогласованности ряда положений стандарта с ГОСТ Р 8.568-97. 

Проблемы в организации и проведении аттестации ИО в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97 достаточно подробно рассмотрены в различных публикациях в отечественных изданиях. Предлагаем рассмотреть некоторые из проблем, возникающих при проведении аттестации по ГОСТ РВ 0008-002-2013, и способы их решения.

Как согласовать требования ГОСТ Р 8.568-97 и ГОСТ РВ 0008-002-2013

Проблема решается довольно просто. При аттестации испытательного оборудования применяемого при оценке соответствия оборонной продукции следует руководствоваться примечанием к разделу №1 ГОСТ РВ 0008-002-2013, которое гласит что, «в случае, если положения настоящего стандарта вступают в противоречие с положениями ГОСТ Р 8.568-97, необходимо руководствоваться положениями настоящего стандарта».

При работе в комиссиях по аттестации испытательного оборудования часто возникают вопросы о том, как понимать требование п. 5.1 ГОСТ Р 8.568-97 и п.5.6 ГОСТ РВ 0008-002-2013 о том, что аттестация ИО должна начинаться с экспертизы эксплуатационной документации и в каком итоговом документе должны излагаться ее результаты. Выдвигаются даже требования об изложении результатов экспертизы в отдельном Заключении по образу и подобию Заключения по результатам метрологической экспертизы.

Однако, в п.5.6 ГОСТ РВ 0008-002-2013 теперь появилась ключевая фраза, позволяющая сделать вывод о форме отображения результатов экспертизы. А именно, о цели, с которой проводится экспертиза эксплуатационной документации: «для разработки программы и методики аттестации».

Следовательно, все результаты экспертизы эксплуатационной документации должны найти отражение в ПМА на ИО. И это никак не дублирует работу комиссии по аттестации испытательного оборудования, по проверке эксплуатационной на соответствия требованиям ГОСТ 2.601-2013 и 2.610-2006 и на предмет возможности ее использования при эксплуатации ИО. Этот вывод подтверждается и тем, что в рекомендуемой в приложении Б ГОСТ РВ 0008-002-2013 форме протокола первичной аттестации соответствующий пункт назван «Проверка документации на ИО».

Может ли разработчик оборудования проводить аттестацию

В п. 4 ГОСТ РВ 0008-002-2013 сказано, что состав комиссии по первичной аттестации ИО определен в ГОСТ Р 8.568-97, в котором в числе прочих в состав комиссии включен «Заказчик на предприятии».

Может возникнуть ситуация, когда ВП МО РФ уже на этапе подготовки к проведению аттестации ИО заявит, что разработчики оборудования не Заказчики и не представители Заказчика на предприятии. Провести при этом аттестацию ИО без представителя ВП МО РФ можно, но Аттестат и протокол аттестации будут опротестованы первой же проверяющей инстанцией как не соответствующие требованиям нормативных документов, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что делать? Нужно добиваться официального участия представителя ВП МО РФ в работе комиссии. Ссылаться можно на официальное разъяснение Управления военных представительств МО РФ в адрес ГНМИ о том, что «одновременное использование терминов "представитель заказчика на предприятии, представительство заказчика и военное представительство" не могут препятствовать военным представительствам МО РФ руководствоваться требованиями документов по стандартизации ……. и участию в работе комиссий по проведению первичной аттестации ИО, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции». Решить эту проблему поможет представление копий соответствующих писем.

Согласование программ и методик первичной (периодической) аттестации ИО

И еще один момент, связанный с вовлечение ВП МО РФ в процесс аттестации ИО. Имеют случаи отказа руководителей ВП МО РФ от согласования программ и методик первичной (периодической) аттестации ИО. Требования о согласовании однозначно вытекают из положений ГОСТ РВ 0008-002-2013, закреплённых в п.5.6 и п. 8.7.4., в которых записано, что указанные документы должны быть согласованы всеми организациями, представители которых участвуют в комиссии по первичной аттестации ИО. Кроме того, было бы странно, участвовать в работе комиссии по аттестации ИО и не участвовать в разработке, пусть хотя бы и путём согласования, документа определяющего требования к оцениваемым характеристикам, объёму, условиям и порядку аттестации.

При разработке программы и методики аттестации может возникнуть вопрос о том, кто должен утверждать эти документы? Возникновению такого вопроса способствовало то, что в ГОСТ Р 8.568-97 нет никаких указаний на этот счет. ГОСТ РВ 0008-002-2013 в п.5.6 однозначно указал, ПМА должны быть утверждены руководителем организации, эксплуатирующей данное ИО после согласования их с руководителями организаций, представители которых участвуют в аттестации ИО. Разумным требованием, хотя и не записанным в стандарте, является наличие Заключения по результатам метрологической экспертизы ПМА при их представлении на утверждение.

Установление порядка проведения метрологической экспертизы

Новым, по сравнению с ГОСТ Р 8.568-97, является установление порядка проведения метрологической экспертизы ПМА. Если ранее такое право было предоставлено лишь организациям, «аккредитованным» установленным порядком на право проведения метрологической экспертизы, то теперь право проведения метрологической экспертизы предоставлено и организациям, имеющим положительное экспертное заключение.

Конкретные, подробные требования к ПМА, порядку их построения и изложения, правилам оформления в ГОСТ Р 8.568-97 не устанавливались. Они были подробно описаны лишь в МИ разработки ФГБУ «ГНМЦ» Минобороны России, практически недоступных широкому кругу пользователей. Этот пробел ликвидирован в ГОСТ РВ 0008-002-2013. Поэтому, при разработке ПМА необходимо просто придерживаться изложенных в разделе 8, приложении Д, приложении Е и приложении Ж требований и правил.

В стандартах [1], [2] не указано требование по предъявлению на периодическую аттестацию программы периодической аттестации, считаем целесообразным разработку и представление комиссии программы периодической аттестации, определяющей состав комиссии и порядок проведения аттестации.

Определение значений технических характеристик ИО

Важным элементом подготовки к работе комиссии в соответствии с ГОСТ РВ 0008-002-2013 по определению значений технических характеристик ИО является проведение ряда мероприятий, не указанных в вышеперечисленных стандартах. О чем идет речь. Предприятие, владелец ИО, должно позаботится о подготовке самого ИО к проведению аттестации. Так при подготовке к аттестации ИО: 

  • оборудование необходимо расположить в местах, закрытых от прямых солнечных лучей;
  • ИО необходимо проверить — включить и выключить;
  • воспроизвести испытательные режимы. 

При подготовке температурных и климатических камер необходимо позаботится о том, как и каким методом крепить датчики температуры и относительной влажности. В этом случае необходимо подготовить штативы для крепления датчиков или другие приспособления. При подготовке к проведению первичной аттестации механического ИО, это вибрационные стенды, ударные стенды и копры, необходимо позаботится о эквивалентах нагрузки. 

Вибрационные стенды должны быть укомплектованы эквивалентами нагрузки с номинальной массой и 0,25 от номинальной массы. Ударные стенды и копры должны быть укомплектованы эквивалентами нагрузки с номинальной массой и 0,5 от номинальной массы. На это вопрос необходимо обращать внимание на стадии закупки ИО. 

Много вопросов возникает при проведении аттестации вибрационных стендов. Большая часть вопросов может быть разрешена при изучении ГОСТ ИСО 10813-1-2011 «Вибрация. Руководство по выбору вибростендов. Часть 1. Оборудование для испытаний на воздействие вибрации». Указанный ГОСТ широко раскрывает правила выбора вибрационного стенда исходя из требований испытаний продукции. 

При подготовке к проведению камер пыли большое внимание необходимо обратить на выбор ингредиентов, входящих в состав пыли. Так при поставке камер пыли иностранными производителями в состав камеры входит тальк. Согласно требованиям, ГОСТ «Мороз – 6» тальк применять при испытаниях продукции недопустимо, кроме того при подготовке камер пыли динамического или статического воздействия состав пыли различен. 

При подготовке к проведению камер соляного тумана большое внимание необходимо обратить внимание на выбор соли. Качество соли должно отвечать требованиям ГОСТ 4233. Применять, при испытаниях продукции, соль не отвечающей требованиям, указанного ГОСТа может привести поломке испытуемого изделия.

Определение точностных характеристик испытательного оборудования

Аттестация ИО — это определение нормированных точностных характеристик ИО, их соответствия требованиям нормативно-технической документации и установление пригодности этого оборудования к эксплуатации [1]. 

Основное, на что обращают внимание специалисты при проведении аттестации, это необходимость определения точностных характеристик ИО. На вторую составляющую – «установление пригодности этого оборудования к эксплуатации» внимание обращается меньше. А это, в частности, и вопросы обеспечения безопасности его эксплуатации. Рекомендуемой в ГОСТ РВ 0008-002-2013 формой протоколов первичной аттестации (приложение Б, п.Б.6.3) и периодической аттестации (приложение Г, п. Г.5.3) подчеркивается необходимость проверки ИО на электробезопасность, пожаробезопасность, взрывоопасность и др. Важность этой составляющей подтверждена и п. 5.6.

ГОСТ РВ 0008-002-2013 ввел в состав обязательных членов комиссии по аттестации ИО, представителя службы (подразделения) отвечающего за охрану труда и безопасность сотрудников организации, которой принадлежит ИО. К первому заседанию комиссии по проведению аттестации ИО, имеющего в своем составе электроустройства, предприятием, владельцем ИО, должны быть протоколы проверки заземления ИО, протоколов проверки сопротивления изоляции ИО. Указанные протоколы могут быть оформлены службой главного энергетика предприятия или аккредитованной организацией, имеющей право проводить данный вид деятельности.

Кто может подписывать Аттестат первичной аттестации

Еще одно важное изменение в порядок оформления Аттестата аттестации внесено п.5.9 и п.6.4 ГОСТ РВ 0008-002-2013. Расширен перечень организаций, которым разрешено подписывать Аттестат первичной аттестации. Теперь это не только руководитель организации, в подразделении которого проводилась первичная аттестация, но и руководители ГНМЦ или ГНМИ, или организации, имеющей положительное экспертное заключение, представители которых принимали участие в проведении аттестации. Разрешено также на ИО, признанное по результатам периодической аттестации, годным к эксплуатации, оформлять Аттестат, содержание которого аналогично содержанию аттестата первичной аттестации.

При формировании комиссии по аттестации ИО важно помнить, что в составе комиссии по аттестации ИО должен быть представитель не любой организации, заявившей о возможности своим силами и средствами определить значения технических характеристик ИО, а организации, имеющей положительное экспертное заключение, выданное ГНМЦ или ГНМИ. Более того, даже при проведении периодической аттестации с привлечением сторонней организации п. 6.2 ГОСТ РВ 0008-002-2013 введено обязательное требование о том, что эта организация также должна иметь положительное экспертное заключение ГНМЦ или ГНМИ. 

На практике встречаются случаи, когда для проведения первичной и периодической аттестации ИО, применяемого для испытаний оборонной продукции, привлекаются организации, не аккредитованные на данный вид деятельности. Речь не идет о их компетентности или некомпетентности. Это в данном случае не важно. Вопрос в правомочности или не в правомочности. Все же компетентность организации, имеющей положительное экспертное заключение, проверено ГНМЦ или ГНМИ. 

То, что организация специализируется скажем на поверке и имеет в своем составе крупных специалистов в области измерений, например, температуры, не означает, что она знает, как аттестовать климатическую камеру и требования нормативных документов в этой области. Поэтому, первым делом, необходимо проверить наличие экспертного заключения ГНМЦ или ГНМИ, в котором должно быть определено право проведения аттестации ИО, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции. Чтобы избежать такого необходимо заранее запросить «Перечень испытательного оборудования, аттестацию которого данная организация имеет право проводить».

Проблема принадлежности к «испытательному оборудованию»

Еще проблема, не связанная напрямую с введением в действие ГОСТ РВ 0008-002-2013, но имеющая крайне важное значение для правомерного применения положений стандарта. Это проблема с определением принадлежности технического средства, предлагаемого к аттестации, к категории «испытательное оборудование».

Бывают случаи обращений организаций, предлагающих аттестовать оборудование, предназначенное для выполнения измерений, т.е. являющихся по сути средствами измерений или устройствами с измерительными каналами.

Также бывают обращения на аттестацию в качестве испытательного оборудования средств измерений как находящихся в Государственном реестре средств измерений, так и тех, срок действия свидетельств (сертификатов) типа которых истек.

Понятно, что данные обращения связаны, в первую очередь, с длительностью и трудностью самой процедуры внесения в Госреестр средств измерений или продления свидетельств (сертификатов) типа данных приборов. 

Если мы относим оборудование к категории испытательного, то должны проводиться приемо-сдаточные испытания с участием представителей прикрепленного ВП МО РФ. Причем согласно ГОСТ РВ 0015-002-2013 (СМК), в организациях должны быть разработаны перечни испытательного оборудования, согласованные с ВП МО РФ. Предназначение технического устройства для проведения измерений, прописанных в эксплуатационной документации погрешности измерений, которые предлагается подтвердить при аттестации, однозначно должны вывести техническое устройство из категории «испытательное оборудование».

В связи с затронутой проблемой, достойным обсуждения и требующим уточнения является примечание к п. 5.6 ГОСТ РВ 0008-002-2013, согласно которому при испытаниях изделий ВВТ можно применять встраиваемые в ИО средства измерений не утвержденного типа, что грубо нарушает требования ГОСТ РВ 1.1-96, ГОСТ РВ 8.570-98, ГОСТ РВ 20.39.309, документы системы ОТТ МО РФ и другие. Вероятно, здесь нужно и крайне необходимо что-то поменять или прояснить, так как под этим «флагом» некоторые организации могут «аттестовать» средства измерений или технические устройства с измерительными функциями.

Автор статьи — Вячеслав Леонидович Кривошеев.

Литература

  1. ГОСТ РВ 0008-002-2013. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции. Организация и порядок применения.
  2. ГОСТ Р 8.568-97. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.